Перевод статьи из выпуска The New York Times 2 сентября 2013 года.
Оригинал
Город Тёфу, Япония, – Дайсукэ Терай играет одного из наиболее известных персонажей в истории научной фантастики, но мало кто из фанатов хоть раз видел его лицо. Это потому что Терай-сан, перед тем как подняться на сцену с миниатюрными деревьями и зданиями, надевает яркий серебряно-красный костюм, чтобы сражаться как космический супергерой Ультрамэн.
Оригинал
Город Тёфу, Япония, – Дайсукэ Терай играет одного из наиболее известных персонажей в истории научной фантастики, но мало кто из фанатов хоть раз видел его лицо. Это потому что Терай-сан, перед тем как подняться на сцену с миниатюрными деревьями и зданиями, надевает яркий серебряно-красный костюм, чтобы сражаться как космический супергерой Ультрамэн.
Вчера персонаж Терая бился в смертельной схватке, чтобы
защитить Землю, против гигантского инопланетного динозавра со светящимися
глазами и раздвоенными шипами по имени Гранд Кинг. Когда съёмки были
приостановлены, вспотевший Терай-сан, 36, стянул с себя костюм Ультрамэна, в то
время как рабочие сцены сняли со спины 20-килограммового костюма Гранд Кинга поролоновые
шипы, под которыми обнаружилась молния.
На протяжении десятилетий японские киностудии удивляли,
пугали и забавляли зрителей со всего мира фильмами про монстров и телесериалами
с участием актёров в резиновых костюмах, крушащих уменьшенные копии Токио или
сражающихся на вершинах миниатюрных Фудзиям. Жанр, известный здесь как
«токусацу», или «кино со спецэффектами», помог японскому кино получить мировую
известность, благодаря таким легендарным монстрам, как Годзилла и Мотра,
открывая дорогу для других фэнтезийных жанров и аниме.
Но сейчас, в эпоху реалистичной компьютерной графики, когда
модели городов и актёры в костюмах на её фоне выглядят старомодно и дешево,
токусацу стремительно устаревает. Последний фильм про Годзиллу, снятый в таком
стиле и метко названный «Годзилла: Финальные войны», был выпущен почти десять
лет назад после полувековой истории, во время которой монстр появился в 28
фильмах, которые иногда выходили каждый год.
Только две киностудии по-прежнему снимают токусацу:
«Цубурая», создатели Ультрамэна, и «Тоэй», выпускающая сериалы «Камен Райдер» и
«Супер Сентай» (более известный на западе как «Могучие Рейнджеры»). Всё это
низкобюджетные телесериалы про супергероев для детей. Цубурая также выпускает
фильмы, последний из которых, «Ультрамэн Гинга», выходит на экраны Японии в
этом месяце.
Сейчас, когда Голливуд снимает фильмы, вдохновляясь
токусацу, - как «Тихоокеанский Рубеж» с гигантскими роботами или новый фильм
про Годзиллу – он полагается на эффектную компьютерную графику.
«Однажды мы посмотрели вокруг и обнаружили, что уже почти
никто больше не снимает токусацу», - говорит Синдзи Хигути, один из горстки
японских режиссёров, ещё имеющих опыт работы в этом жанре, снявший в 90-х
трилогию фильмов об огромной огнедышащей черепахе Гамере. – «Мы не хотим, чтобы
этот жанр просто тихо исчез, не оставив даже напоминаний о том, как много он
нам дал».
Для этого Хигути-сан пытается, если не возродить токусацу,
то хотя бы сохранить память о нём для будущих поколений. В прошлом году он
помогал организовать «Музей Токусацу» - передвижную выставку, рассказывающую об
истории токусацу, возвращаясь к его истокам - пропагандистским фильмам времён
Второй Мировой войны, в которых модели самолётов выглядели настолько
реалистично, что американские разведчики принимали эти фильмы за киносъёмки
настоящих сражений.
Человек, снимавший эти фильмы, Эйдзи Цубурая, впоследствии
создал Годзиллу для чёрно-белого фильма 1954 года, который стал всемирно
известным и породил жанр токусацу. На выставке, переезжающей между разными
музеями Японии, можно видеть камеру, на которую снимал Цубурая, также создавший
Ультрамэна, и огромную бутафорскую ногу Годзиллы, которая давила крошечные
здания, и модели фантастических космических кораблей, субмарин и лучевых пушек,
использовавшихся на съёмках десятков фильмов про монстров или супергероев.
«Нам приходилось импровизировать и делать так, чтобы всё это
на экране смотрелось реалистично», - говорит Харуо Накадзима, актёр, игравший
Годзиллу в самом первом фильме и в нескольких последующих фильмах из серии
Годзиллы.
Сейчас ему 84, и он вспоминает, как создателю Годзиллы,
Эйдзи Цубурае, скончавшемуся в 1970, приходилось прилагать огромные усилия,
чтобы раздобыть достаточно резины, латекса и полотна для нового костюма в
тяжёлое послевоенное время. «Такого в учебниках не пишут», - говорит он. – «Этому можно научиться только на
личном опыте. Сейчас это уже невозможно».
Правительственное Агентство по Культурному Развитию помогало
организовать выставку, собирая модели и бутафорию у удалившихся от дел рабочих
сцены или со складов киностудий. Томонори Сайки, возглавляющий в агентстве
отдел работы с кино, говорит, что Япония только в последнее время начала ценить
культурную значимость токусацу, которое он называет детищем эпохи поражения в
войне, когда ещё восстанавливающаяся Япония многое заимствовала из традиций
ремесленничества и работы с миниатюрами, - как в искусстве выращивания
маленьких деревьев бонсай - чтобы соревноваться с высокобюджетными
американскими фильмами.
«Мы надеемся, что выставка поможет молодым поколениям найти
вдохновение и направить токусацу по новому пути», - говорит Хигути-сан, 47.
Здесь, на съёмках «Ультрамэна Гинги», новой версии героя,
появившегося полсотни лет назад, многие рабочие - ветераны своего дела с 50-х и
60-х, они устанавливают на сцене ветки деревьев, чтобы они выглядели, как
миниатюрный лес, или вставляют специальные хлопушки в поролоновый костюм Гранд
Кинга, чтобы он взрывался, когда в него стреляет Ультрамэн.
Режиссёр Юити Абэ говорит, что применение актёров, моделей и
даже пиротехники даёт токусацу уровень реализма, которого не добиться при
помощи компьютерной графики, или CG.
«CG всегда делает только то, что скажет программист, поэтому там
нет никаких сюрпризов», - говорит Абэ-сан, 49, который режиссировал полдюжины
фильмов и сериалов про Ультрамэна. – «В токусацу каждый дубль отличается от остальных.
Никогда не знаешь, что получится в результате, прямо как в реальной жизни».
Однако Абэ-сан говорит, что всё чаще полагается на
компьютерные эффекты, комбинируя их с токусацу-съёмками. Один из примеров –
самолёты и космические корабли, которые раньше были миниатюрными моделями, а
теперь полностью цифровые.
Одна из сцен, в которой Гранд Кинг швыряет в Ультрамэна его
робота-напарника по имени Джан-Найн, требует положить большой мат сзади за
актёрами, но так, чтобы он не попадал в кадр. Перед началом съёмки Терай-сан,
актёр, надевает на лицо свою серебряную маску и встаёт в эффектную боевую
стойку. Рабочий сцены нажимает маленькую кнопку на его костюме, чтобы включить
подсветку у него на груди.
«Приготовились!» - кричит Абэ-сан, давая указания на
японском вперемежку с английским. – «Мотор!»
По сигналу актёр, изображающий Джан-Найна, врезается в
Терай-сана, и они оба падают на спортивный мат.
«Снято!»
«Этого эффекта не получишь от CG», - говорит Терай-сан, потирая плечо.
– «Настоящая боль».
Терай-сан, который играет Ультрамэна вот уже 16 лет и
смотрел этот сериал ещё в детстве, говорит, что есть ещё одно преимущество при
съёмках с живым актёром: возможность пожать руки его молодым фанатам.
«Дети понимают, что CG – это фальшивка», - говорит он. – «Они
хотят человека в роли Ультрамэна».
Но нехватка молодого персонала, за исключением актёров, указывает
на тревожную тенденцию, говорят Абэ-сан и остальные. Если они уйдут, не
останется никого, кто обладал бы умением создавать миниатюрные города, модели и
костюмы, чтобы подменить их в этом деле.
Синити Ока, президент киностудии Цубурая, которую основал
Цубурая-сан, говорит, что цифровая революция требует внесения изменений, хотя
использование миниатюр и моделей следует продолжать, но более ограниченно. Основная
причина – новое поколение зрителей, которое ожидает красивых цифровых эффектов
Голливуда.
«Разумеется, я бы с удовольствием продолжил заниматься
токусацу, но реальность такова, что CG теперь дешевле, быстрее и открывает
больше возможностей», - говорит Ока-сан, который работал оператором и
режиссёром на съёмках девяти фильмов об Ультрамэне. – «Если бы Эйдзи Цубурая
был жив, он бы использовал CG.
У нас нет выбора».
Автор – Мартин Фэклер.
Перевод на русский - Nyarley.
Мне очень печально слышать такие новости. Тем более, что приходиться согласиться с этим. Тихоокеанский рубеж показал, что можно с помощью си-джи создать просто дух захватывающую картинку, с которой кайдзю-току тягаться можно только за счет своего обаяния. Переход на си-джи уже ознаменовали ГАРО со своим новым сезоном, отныне больше никаких костюмов, благо качество обнадеживает. Однако это так же говорит о том, что впоследствии мы будем получать низкопробные, дешевые, "картонные" кайдзю-фильмы с "пластиковыми" компьютерными моделями в роли гигантских монстров. Печально господа.
ОтветитьУдалитьБоюсь, картонные кайдзю неизбежны - вряд ли японские киностудии смогут себе позволить голливудские бюджеты, чтобы снять что-то наподобие "Рубежа". Надо находить новые пути решения проблемы, комбинировать CG с классическими эффектами, используя лучшие стороны обоих подходов.
УдалитьИ, кстати, не совсем согласен насчёт Гаро. Модельки, конечно, хорошо выглядят в статике, но движения всё ещё дёрганные и неестественные, выглядящие слишком мультяшно. Старый костюм Гаро выглядел и двигался натуральнее. Глядя на него чувствовалось, что он настоящий. Так что, как мне кажется, над графикой надо ещё поработать.
С другой стороны, есть "Империя Белиала", где графика превосходна...
Не, про ГАРО все те же мысли. Мне гораздо больше были симпатичны старые добрые костюмы в прошлых сезонах, это даже не обсуждается :) Но там были совершенно ужасные компьютерные модели персонажей, в прыжках, на лошадях и тд. Они там были как козе баян. Си-джи монстры еще туда сюда. Теперь же модели выглядят достойно. Амемию захватил прогресс, поздно, но захватил. Не припомню в Империи Белиала графики связанной с персонажами, но в целом весь фильм был снят на фоне зеленого экрана, и то что можно видеть на экране определенно эпично. Но во всех Ультраманах, когда применялась си-джи анимация, для замены летящего персонажа например, она ужасна. Конечно это все расчитано в основном на детей, они таких мелочей не замечают, но я давний фанат, для меня току и дайкайдзю обладают неуловимым шармом, и несмотря на всю их порой бредовость, по прежнему смотрю и получаю удовольствие. Так что мне как ножом по венам, когда на экране появляется наскоро слепленная компьютерная болванка, материшься и жмешь на перемотку.
ОтветитьУдалитьВ Ультре вменяемые компьютерные модельки появились в 2004 (Ultraman The Next, Ultraman Mebius & Ultra Brothers). Они были довольно убоги, по сравнению с западной графикой, но их убогость не была видна из-за быстрых движений (в основном, воздушные битвы), и эффект всё равно производился хороший. В Империи из движущихся моделек была отличная сцена трансформации Джан-Бота. Так что Цубурая потихоньку развивает навык CG))
УдалитьА вот Тоэй... Я сейчас смотрю одновременно Визарда и Киву. И что-то не вижу, чтобы Тоэй за последние пять лет добилась хоть какого-то прогресса в плане спецэффектов... До Кивы каждый последующий сезон был технически чуть получше предыдущего, а вот потом всё застопорилось, похоже.
С Камен Райдером вообще, и давно, уже беда. Он умер после Агито. К большому моему сожалению. Эпизодически не очень качественные компьютерные эффекты вполне можно переварить, и понять киноделов, мол и так денег нет, а тут еще лишний реквизит, лишнее время. Главное что бы снимали что то сносное, и не лезли в детсад. С данной задачей Камен райдер всегда справлялся на отлично, пока в нем не завялась бодрая расписная кавалерия, было опомнился Ультраман со своим Некстом и Нексусом, потом пошел под откос. Гаро отлично взяли эстафету, и явно не собираются останавливаться. Кровища, смертоубийства, обнаженка, банальные, но серьезные сюжеты, хорошие спецэффекты, узнаваемый оригинальный стиль. Лучшее что когда нибудь было в току про героев. Немного ушел от темы, но считаю это напрямую зависит друг от друга. Слабые эффекты - детская направленность, хорошие эффекты - подростковый и взрослый вариант. Правда японцев понять та еще задачка. Посмотрел недавно несколько оригинальных сезонов Ультрамана, все вроде так по детски, наивняк, хиханьки-хаханьки, детские персонажи, НО ТАКАЯ ЗАПРЕДЕЛЬНАЯ ЖЕСТОКОСТЬ!!! Монстры истекают кровью, бьются в конвульсиях, им отрывают конечности, режут головы. Причем практически каждый из них виноват только в том, что оказался в тот момент на означенной в серии территории. Так же, мне всегда было интересно почему их так и прет снимать совершенно одинаковые 50 серий если можно снять 25, но с гораздо более качественными эффектами и вменяемым действием, что собственно и показали ГАРО аж 4 раза, еще нас этим порадовала Боевая машина Микадзуки. 6 серий полного дайкайдзюмехасчастья. К слову, компьютерные модели там так же убоги как и в большинстве токусатсу :)
ОтветитьУдалитьНу, не совсем согласен...
УдалитьЯ не вижу, чтобы Агито чем-то разительно отличался от, скажем, Рюки или Блэйда. Все сезоны начала-середины 2000-х сняты примерно на одном хорошем уровне.
И Ультра-серия отнюдь не пошла под откос после Нексуса. В 2006 был выпущен такой офигенный сезон, как Мёбиус (я до сих пор не могу выбрать, который из них более крут). Да и остальные проекты: Ультрагалактика, Трилогия Зеро, Гинга - всё это выполнено было на отлично, хоть и зачастую с копеечным бюджетом.
В то время как у Тоэй бюджеты были больше, а качество продукции ниже. Видимо, для них току перестало быть искусством, остался только бизнес.
Да, Гаро, безусловно, обладает своим особым обаянием и стилем. Но эталоном отличного току я всё-таки не рискнул бы его назвать... К тому же кровища, убийства и обнажёнка - это не то, что делает фильм хорошим. Фильм строится из режиссуры, сценария, актёрской игры и всего прочего, а убийства, кровь и обнажёнка - просто приятные бонусы. И то не всем они придутся по вкусу.
>>Так же, мне всегда было интересно почему их так и прет снимать совершенно одинаковые 50 серий
Тут согласен. Формат току-сезонов пора менять на 26- или 13-серийный. Единственный смысл 50-ти серий - возможность растянуть показ сезона на целый год. Видимо, это позволяет сэкономить на сценаристах или что-то ещё в этом роде. Не нужно слишком часто выдумывать новые концепции т.д.
>>еще нас этим порадовала Боевая машина Микадзуки
Да. Но только где теперь наш Микадзуки? Кто о нём знает, кроме нас с вами и ещё пары десятков человек?
На счет схожего качества сезонов Камен Райдера с Агито начиная Я полностью согласен, но тем не менее, а это просто мое личное мнение, Рюки и далее для меня представляют интерес только своим существованием. Как мы все помним Райдер задумывался как мрачный био-триллер с больше отрицательным героем, чем положительным. В результате мы получили (опять же нам никто ничего не обязан, то есть зрителям) очень бредовые продолжения. Декейд, Форзе, Ден-О, Визард (Магия!?) для меня эти сезоны пустое место, ну может быть Форзе выгодно отличается ибо все очень красиво, но ни о какой серьезности и речи быть не может. Все они по исполнению. может быть даже круче Агито, и бюджет у них больше, но атмосфера не та. А жаль. Подводя итог, из научной фантастики про мутантов, киборгов и монстров Камен Райдер превратился в обычный комикс-сериал про супер-героев с совершенно бредовейшим наполнением. Правда оговорюсь, очень уважаю 555, он отличный, золотая середина между тем что было и тем что стало.
ОтветитьУдалитьУльтрамен пошел под откос потому, что опять начал возвращаться к детской аудитории, а Я то не молодею :) Мебиус вполне неплох, отличные костюмы, эффекты, но актеры больше кривляются. Вообще новые сезоны Ультрамана крайне хороши своими костюмами монстров, а так как Я не ищу особой глубины сюжета, костюмы и эффекты для меня играют самую главную роль. Из взрослых сезонов существует только Нексус, Ультрасевен Икс, который кстати меня вообще не впечатлил, хотя смотрел его с большой надеждой. И конечно фильм Ультраман Некст, это просто выше всяких похвал. Остальные сезоны это что то среднее, они хорошие даже не спорю, но могли бы быть лучше. Видать старею :)
В том и смысл убийств обнаженки и серьезности, я уже не ребенок, чтобы зажмуриваться перед каждым кровавым фонтаном на экране, и меня жутко бесят всякие сопливости в сюжете. На каком то ресурсе обзорщик использует выражение "Приторно-карамельный", и это верно для многих сезонов. Все настолько "сладко", что противно.
Все эти мысли - это сугубо мое личное мнение, Я ни в коем случае не претендую на всеобъемлемость и правоту. И могу быть тысячу раз не прав, потому, что кому то нравится например Визард, и это его личное дело, на здоровье, тем более что и там, думаю, были достойные идеи.
А ГАРО, Гаро это то чем может быть каждое току, не обязательно серьезным и кровавым, а качественным и красивым. И пары десятков серий вполне было бы достаточно. Но это все бизнес, его правила вносят существенные ограничения, и если Амемия эти ограничения с Гаро как то преодолел, то остальные компании и режиссеры просто не хотят рисковать, прогореть никому не хочется.
Токусатсу, а тем более в нашей стране, это настолько хм... оригинальное увлечение, что не всякие признаются, что смотрели, и уж тем более смотрят, и мониторят новинки.
Токусатсу сложно добывать, в хорошем качестве видео, и тем более с переводом. Для меня Микадзуки был одним из самых крепких орешков, еле нашел, качал с матами и проклятьями через обменник, ну а качество сами видели ). Не удивительно, что про отдельные представители знают только люди интересующиеся.
Ну, мне тут уже нечего добавить. За исключением того, что если фильм детский - это не значит, что он плохой или глупый или какой-то ещё. Снимать фильмы для детей - это тоже искусство. И токусацу в 99% случаев - это кино для детей. Даже Гаро. Только Гаро для детей постарше, подростков то бишь.
УдалитьДа уж и мне нечего. Никто не говорит, что что то плохо, а что то нет. Просто на вкус и цвет. Уж развили тему так развили. В одном можно быть уверенным, что в ближайший десяток лет токусатсу как жанр не загнется это точно.
ОтветитьУдалитьА с каких это пор CGI дешевле , чем использование огнеупорных костюмов монстров ? Мне казалось , что наоборот . Те же Ультрамен и Камен Райдер используют CGI лишь в быстрых моментах , дабы не показать ее дешевизну . Товарищи кинематографисты , пожалуйста подумайте , что вам важнее - устаревший но работающий метод (то , что у вас хорошо получается , т.е. сьемки костюмов монстров в миниатюрных декорациях) или новейший и современный метод ,но низкокачественный и не такой искусный в вашем исполнении (CGI). Пожалуйста , задумайтесь над моим комментарием.
ОтветитьУдалитьИзвините за пунктуационные ошибки в предложении , я просто спешил .
Удалить