3 сентября 2013 г.

Резиновые монстры уходят. Крошечные Токио вздыхают с облегчением.

Перевод статьи из выпуска The New York Times 2 сентября 2013 года.
Оригинал

Город Тёфу, Япония, – Дайсукэ Терай играет одного из наиболее известных персонажей в истории научной фантастики, но мало кто из фанатов хоть раз видел его лицо. Это потому что Терай-сан, перед тем как подняться на сцену с миниатюрными деревьями и зданиями, надевает яркий серебряно-красный костюм, чтобы сражаться как космический супергерой Ультрамэн.

Вчера персонаж Терая бился в смертельной схватке, чтобы защитить Землю, против гигантского инопланетного динозавра со светящимися глазами и раздвоенными шипами по имени Гранд Кинг. Когда съёмки были приостановлены, вспотевший Терай-сан, 36, стянул с себя костюм Ультрамэна, в то время как рабочие сцены сняли со спины 20-килограммового костюма Гранд Кинга поролоновые шипы, под которыми обнаружилась молния.

На протяжении десятилетий японские киностудии удивляли, пугали и забавляли зрителей со всего мира фильмами про монстров и телесериалами с участием актёров в резиновых костюмах, крушащих уменьшенные копии Токио или сражающихся на вершинах миниатюрных Фудзиям. Жанр, известный здесь как «токусацу», или «кино со спецэффектами», помог японскому кино получить мировую известность, благодаря таким легендарным монстрам, как Годзилла и Мотра, открывая дорогу для других фэнтезийных жанров и аниме.

Но сейчас, в эпоху реалистичной компьютерной графики, когда модели городов и актёры в костюмах на её фоне выглядят старомодно и дешево, токусацу стремительно устаревает. Последний фильм про Годзиллу, снятый в таком стиле и метко названный «Годзилла: Финальные войны», был выпущен почти десять лет назад после полувековой истории, во время которой монстр появился в 28 фильмах, которые иногда выходили каждый год.